Воспитательная работа в ГКОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 33 города Ставрополя" охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную деятельность и дополнительное образование в рамках работы по модели «Школа полного дня», сохраняя традиции российского образования и внедряя лучшие современные практики и технологии образовательной и воспитательной деятельности в соответствии с ФГОС.
Воспитательная деятельность
Воспитатели группы продленного дня
Программы по изучению правил дорожного движения и профилактике дорожно-транспортного травматизма
№ п/п |
Тема |
Рассказ, рассказ – объясне-ние, беседа |
Работа с учебной книж-кой – тетра-дью |
Игра |
Экскур- сия |
Повторение и закреп-ление материала |
Всего, акаде-мичес-ких часов |
|
Город, район в котором мы живем. | 15 мин | 15 мин | 60 мин | 2 ч | ||
|
Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром. Как правильно перейти улицу, по которой движется транспорт. | 20 мин | 20 мин | 5 мин | 1 ч | ||
|
Какие опасности возникают на улицах и дорогах. | 20 мин | 15 мин | 10 мин | 1 ч | ||
|
Наземный пешеходный переход. Знаки и обозначения. Светофор. | 10 мин | 10 мин | 20 мин | 5 мин | 1 ч | |
|
Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине. | 15 мин | 10 мин | 15 мин | 5 мин | 1 ч | |
|
Что такое проезжая часть дороги, неожиданности улицы без интенсивного движения? | 20 мин | 20 мин | 5 мин | 1 ч | ||
|
Пешеходный переход. Что такое перекресток? | 15 мин | 10 мин | 15 мин | 5 мин | 1 ч | |
|
Что означают дорожные знаки. | 15 мин | 20 мин | 10 мин | 1 ч | ||
|
Заключительное занятие по пройденному материалу. | 1 ч 15 мин | 15 мин | 2 ч |
Занятие 1.
Тема: Город, район, в котором мы живем.
Цель занятия: формировать и развивать у учащихся целостное восприятие окружающей дорожной среды, наблюдательность; учить выбирать наиболее безопасный путь в школу и домой. Показать учащимся опасные места вокруг школы, объекты, закрывающие обзор улиц и дорог. Научить первоклассников видеть движение машин, концентрировать внимание на них, слышать звуки, шум приближающихся машин, адекватно реагировать на изменяющуюся дорожную обстановку.
Содержание:
— дорога в школу и домой;
— экскурсия по маршруту одного из учащихся к его дому и другого от дома в школу;
— обсуждение на маршруте и после возвращения – в классе наиболее опасных мест пути;
— зачем нужны Правила дорожного движения?
— когда они появились и какую пользу приносят?
— опасности, которые несет транспорт человеку;
Работа с учебной книжкой – тетрадью.
Занятие 2.
Тема: Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром? Как правильно перейти улицу, по которой движется транспорт.
Цель занятия: сформировать у учащихся некоторые обобщенные понятия, добиться их понимания и осмысления; развить умение оценивать действия водителей, пешеходов, пассажиров как правильные – безопасные и неправильные – опасные; расширить словарный запас по дорожной лексике, используя специальные задания в учебной книжке – тетради.
Содержание:
— пешеход;
— водитель;
— пассажир;
— виды пешеходных переходов. Знаки и обозначения;
— почему подземный и надземный переходы полностью безопасны?
Работа с учебной книжкой – тетрадью.
Занятие 3.
Тема: Какие опасности возникают на улицах и дорогах ?
Цель занятия: формировать, развивать у учащихся целостное восприятие окружающей дорожной среды; провести анализ типичных ошибок в поведении детей на улицах и дорогах.
Содержание:
— опасные места на улицах и дорогах;
— опасность выхода на проезжую часть из-за стоящих машин, деревьев, кустов;
— поведение детей во дворах, на улицах, дорогах;
— ознакомление с элементами, обеспечивающими безопасность (знаки «Пешеходный переход», «Дети» и др.);
— обозначение переходов;
— знак «Движение пешеходов запрещено».
Работа с учебной книжкой – тетрадью.
Занятие 4.
Тема: Наземный пешеходный переход. Знаки и обозначения. Светофор.
Цель занятия: дать первоклассникам новое понятие – «светофор», объяснить его световые сигналы и научить безопасно переходить улицу по зеленому сигналу светофора. Объяснить, в чем различие светофоров для водителей и для пешеходов; приучить к дисциплине на дороге, вырабатывать привычку переходить улицу только на зеленый сигнал светофора.
Содержание:
— первичное понятие о светофоре;
— как перейти улицу и дорогу, используя сигналы светофора?
— знаки и обозначения;
— нарушители подвергают опасности свою жизнь и жизнь других пешеходов, водителей и пассажиров;
Работа с учебной книжкой – тетрадью.
Игра «Светофор».
Игра «Водители и пешеходы».
Занятие 5.
Тема: Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине.
Цель занятия: сформировать у учащихся представление о значении новых терминов: «тротуар», «пешеходная дорожка» и «обочина», научить правилам дисциплинированного поведения, умению предвидеть опасность, воспитывать наблюдательность, осторожность.
Содержание:
— тротуар;
— пешеходная дорожка;
— обочина;
— нахождение у края тротуара рядом с дорогой;
— правила, которые надо соблюдать.
Работа с учебной книжкой – тетрадью.
Игра «Водители и пешеходы».
Занятие 6.
Тема: Что такое проезжая часть дороги, неожиданности улицы без интенсивного движения.
Цель занятия: ознакомить учащихся с новыми терминами; сформировать чувство предвидения опасности, закрепить правило движения по тротуару, пешеходной дорожке и обочине.
Содержание:
— проезжая часть дороги;
— двор и внутриквартальные проезды – чем они опасны;
— опасности от транспорта внутри двора;
— зачем устанавливают знаки: «Ограничение максимальной скорости», «Стоянка запрещена». Как они помогают обеспечить безопасность?
Работа с учебной книжкой – тетрадью.
Занятие 7.
Тема: Пешеходный переход. Что такое перекресток?
Цель занятия: повторить и закрепить знания о проезжей части дороги и правилах движения по тротуару, пешеходной дорожке и обочине; сформировать представление о пешеходных переходах; воспитывать дисциплинированность в соблюдении правил перехода улицы и дороги.
Содержание:
— «Зебра»;
— понятие регулируемого и не регулируемого перекрестка;
— места и границы пешеходных переходов;
— транспортные светофоры. Правила их использования при переходе улицы или дороги.
Работа с учебной книжкой – тетрадью.
Игра «Пешеходный переход».
Занятие 8.
Тема: Что означают дорожные знаки.
Цель занятия: ознакомить учащихся со значением дорожных знаков для пешеходов, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
Содержание:
— дорожный знак;
— наличие знаков на маршрутах учащихся в школу и домой. Объяснение необходимости их установки;
— зачем пешеходу нужно их знать?
— значение знаков.
Работа с учебной книжкой – тетрадью.
Занятие 9.
Тема: Заключительное занятие по пройденному материалу.
Цель занятия: провести воспитательную работу по соблюдению Правил дорожного движения и безопасного поведения на улицах и дорогах, внушить учащимся, что дисциплинированность должна стать их привычкой. Обратить внимание на нарушителей правил перехода улиц и дорог, объяснить, какой опасности они подвергают свою жизнь и окружающих. Убедить первоклассников в необходимости правопослушного поведения.
Содержание:
— разыгрывание ситуативной обстановки, связанной с наиболее опасными маршрутами учащихся в школу и домой и правилами безопасности.
Раздел. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
— как себя вести при дорожно-транспортном происшествии (ДТП)? Вызов милиции «02» и скорой помощи «03»;
— травмы кожи, оказание первой медицинской помощи.
Итоговое тестирование для 1 класса:
1. Какое дорожное движение принято в нашей стране?
- левостороннее
- правостороннее
- левостороннее и правостороннее
- Что такое улица?
- дорога в городе и деревне (населенных пунктах)
- двор
- все пространство, находящееся под открытым небом
3. Для чего необходимо знать правила безопасного поведения на дорогах и улицах?
- для того чтобы защитить свою жизнь и здоровье
- для того чтобы взрослые не ругались
- для того чтобы не наказал милиционер
- В каком случае можно переходить дорогу по регулируемому переходу?
- когда все окружающие переходят
- когда зажжется зеленый сигнал пешеходного перехода
- когда зажжется зеленый сигнал пешеходного перехода, и все машины остановятся
5. Кому нужны дорожные знаки?
- водителям и пешеходам
- водителям
- пешеходам
- взрослым
6. Где должны ходить пешеходы в городе?
- по улице
- по тротуарам и пешеходным дорожкам
- по краю проезжей части
7. Как называется часть дороги, предназначенная для проезда машин?
- проезжая часть
- улица
- шоссе
8. Как на проезжей части дороги называются белые широкие полосы разметки, обозначающие переход
- «Тигр»
- «Зебра»
- «Лошадь»
9. Как называется техническое средство, регулирующее транспортные и пешеходные потоки?
- семафор
- маячок
- светофор
10. Какой сигнал светофора разрешает движение?
- красный
- желтый
- зеленый
11. Где следует переходить дорогу при отсутствии пешеходного перехода?
- на регулируемом перекрестке
- рядом с остановкой общественного транспорта
- в любом месте
12. У тебя есть велосипед, на котором ты можешь кататься
- по тротуару
- по проезжей части дороги
- только во дворе, где нет транспортного движения
№ п/п |
Тема |
Рассказ, рассказ – объяснение, беседа |
Работа с учебной книж-кой – тетра-дью |
Игра |
Экскурсия |
Повторение и закреп-ление материала |
Всего, акаде-миче-ских часов |
|
Движение транспорта и правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Детский дорожно-транспортный травматизм. | 20 мин | 20 мин | 5 мин | 1 ч | ||
|
История появления автомобиля и правил дорожного движения. | 20 мин | 20 мин | 5 мин | 1 ч | ||
|
Что мешает вовремя увидеть опасность на улицах. Что такое Госавтоинспекция? | 15 мин | 25 мин | 5 мин | 1 ч | ||
|
Сигналы для регулирования движения. | 15 мин | 20 мин | 10 мин | 1 ч | ||
|
Правила безопасного перехода улиц и дорог. Что нам помогает соблюдать безопасность на улицах и дорогах. | 15 мин | 15 мин | 10 мин | 5 мин | 1 ч | |
|
Новое об улицах, дорогах и дорожных знаках. Наиболее безопасный маршрут из школы домой и из дома в школу. | 5 мин | 10 мин | 30 мин | 1 ч | ||
|
Правила перехода перекрестка. | 10 мин | 10 мин | 20 мин | 5 мин | 1 ч | |
|
Мы – пассажиры. | 10 мин | 5 мин | 25 мин | 5 мин | 1 ч | |
|
Я пешеход и пассажир. Экскурсия. | 1ч 15 мин | 15 мин | 2 ч |
Занятие 1.
Тема: Движение транспорта и правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Детский дорожно-транспортный травматизм.
Цель занятия: расширить представление учащихся о дорожной среде, развивать целостность восприятия, чувство предвидения опасности, наблюдательность, дисциплинированность, умения и навыки безопасного поведения.
Содержание:
— статистика происшествий;
— основные правила поведения на улицах и дорогах;
— отрицательные привычки;
— положительные привычки.
Работа с учебной книжкой – тетрадью.
Занятие 2.
Тема: История появления автомобиля и правил дорожного движения.
Цель занятия: развивать интерес к технике, ознакомить с историей появления автомобиля и правил дорожного движения, воспитывать дисциплинированность и ответственное отношение к соблюдению изложенных в ППД обязанностей пешеходов и пассажиров.
Содержание:
— история появление транспортных средств;
— первый автомобиль России;
— Парижская конвенция по автомобильному движению, введение первых дорожных знаков.
Работа с учебной книжкой – тетрадью.
Занятие 3.
Тема: Что мешает вовремя увидеть опасность на улицах? Что такое Госавтоинспекция?
Цель занятия: формировать и развивать у учащихся целостное восприятие окружающей дорожной среды; провести анализ типичных ошибок в поведении детей на улицах и дорогах; ознакомить учащихся с терминами «Госавтоинспекция» и «ДПС»; разъяснить значимость работы в обеспечении порядка и безопасности на проезжей части дороги.
Содержание:
— как себя вести, когда видишь стоящие транспортные средства, деревья, высокие сугробы, заборы, выходы из арок, кучи высоких бетонных плит, высокие рекламные щиты, которые мешают видеть улицу или дорогу;
— значение термина «Госавтоинспекция;
— дорожно-патрульная служба.
Работа с учебной книжкой – тетрадью.
Создание и обсуждение игровых ситуаций.
Занятие 4.
Тема: Сигналы для регулирования движения.
Цель занятия: ознакомить учащихся с историей появления светофора, научить безопасно переходить улицу по зеленому сигналу светофора. Объяснить, в чем различие светофоров для водителей и для пешеходов; приучить к дисциплине на дороге, вырабатывать привычку переходить улицу только на зеленый сигнал светофора.
Содержание:
— история появления светофора;
— кому светофоры подают сигналы;
— транспортные светофоры;
— светофоры для пешеходов.
Занятие 5.
Тема: Правила безопасного перехода улиц и дорог. Что нам помогает соблюдать безопасность на улицах и дорогах.
Цель занятия: сформировать у учащихся представления о правостороннем движении транспорта, возможных опасностях и неожиданностях на улицах и дорогах, научить правильно ориентироваться в дорожных ситуациях, развивать двигательные умения и навыки безопасного поведения, воспитывать ответственность, дисциплинированность и культуру поведения.
Содержание:
— правила дорожного движения – основа безопасности на улицах и дорогах;
— дорожные знаки, дорожная разметка и сигналы для регулирования движения.
— правостороннее движение;
— левостороннее движение.
Работа с учебной книжкой – тетрадью.
Игра «Пешеходы».
Занятие 6.
Тема: Новое об улицах, дорогах и дорожных знаках. Наиболее безопасный маршрут из школы домой и из дома в школу.
Цель занятия: ознакомить учащихся с новыми понятиями «двустороннее» и «одностороннее» движение транспорта, расширить словарный запас по дорожной лексике, формировать и развивать целостность восприятия дорожной среды, воспитывать дисциплинированность в соблюдении Правил дорожного движения и безопасного поведения на улицах, дорогах и во дворах (езда на велосипеде); добиваться понимания, осознания и осмысления символов – схематичных обозначений на дорожных знаках. Доработка (переработка) маршрута из дома в школу и из школы домой, с учетом полученных знаний, обозначение знаков и сигналов на маршруте.
Содержание:
— экскурсия по маршруту учащегося, у которого путь в школу самый опасный. Знаки и сигналы в «опасных местах»;
— вид дороги;
— особенности перехода;
Работа с учебной книжкой – тетрадью.
Занятие 7.
Тема: Правила перехода перекрестка.
Цель занятия: сформировать у учащихся представление о перекрестке, развивать осмысление, понимание и осознание его опасности как места, где пересекаются дороги и транспорт движется в разных направлениях. Научить безопасному поведению на перекрестке.
Содержание:
— перекресток;
— регулируемый перекресток;
— нерегулируемый перекресток;
— правила перехода перекрестка.
Работа с учебной книжкой – тетрадью.
Игра «Перекресток».
Занятие 8.
Тема: Мы – пассажиры.
Цель занятия: воспитывать у учащихся дисциплинированность, вежливость, уважительное отношение к пассажирам и культуру поведения в транспорте.
Содержание:
— права и обязанности пассажиров;
— маршрутный транспорт;
— правила поведения в автомобиле;
— правила посадки и высадки из транспортного средства.
Работа с учебной книжкой – тетрадью.
Игра «Мы — пассажиры».
Занятие 9.
Тема: Экскурсия: «Я пешеход и пассажир»
Цель занятия: обратить внимание на ДПС и патрульный автомобиль (по возможности), провести опрос о задачах несения службы, воспитывать дисциплинированность и культуру поведения учащихся, осудить опасное поведение пешеходов-нарушителей, показать учащимся светофоры транспортные и пешеходные, разметку на проезжей части дорог, перейти на противоположную сторону проезжей части с соблюдением правил перехода, на остановке понаблюдать, как выходят и входят пассажиры, как они переходят на противоположную сторону дороги, как они обходят стоящий транспорт (спереди или сзади), показать посадочную площадку трамвая, понаблюдать как пассажиры входят и выходят из трамвая, проехать на маршрутном транспорте, соблюдая правила культуры поведения.
Содержание:
— закрепление материала по курсу обучения за 1-2 класс.
Раздел. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
— первая медицинская помощь при носовом кровотечении.
— ожоги. Как следует поступить, если произошел ожог?
Итоговое тестирование для 2 класса:
1. Какое дорожное движение принято в нашей стране?
- левостороннее
- правостороннее
- левостороннее и правостороннее
2. Для чего необходимо знать правила безопасного поведения на дорогах и улицах?
- для того чтобы защищать свою жизнь и здоровье
- для того чтобы взрослые не ругались
- для того чтобы не наказал милиционер
3. На загородных дорогах нет тротуаров. По какой обочине дороги безопасней идти?
- по направлению движения машин
- навстречу движению машин
- по любой обочине идти безопасно
4. Что является самым опасным в дорожных «ловушках»?
- машина
- невнимательный водитель
- беспечный пешеход
- то, что водитель и пешеход не видят друг друга
5. Какое первое правило безопасного поведения?
- переходить дорогу только на зеленый свет светофора
- не играть на дороге
- предвидеть опасную ситуацию
6. В каком случае автомобиль может стать опасным для пешехода?
- когда в нем нет водителя
- когда машина несправна
- когда водитель едущего автомобиля и пешеход не видят друг друга
7. Кому нужны дорожные знаки?
- водителям и пешеходам
- водителям
- пешеходам
- взрослым
8. Как выглядят предупреждающие знаки?
- круглые, синего цвета
- прямоугольные, синего цвета
- треугольные, с красной каймой и белым фоном
- круглые, с красной каймой
9. Как выглядят запрещающие знаки?
- круглые, синего цвета
- прямоугольные, синего цвета
- треугольные, с красной каймой и белым фоном
- круглые, с красной каймой
10. Для чего нужна дорожная разметка?
- она делает дорогу красивой
- она помогает ориентироваться водителям и пешеходам
- она нужна водителям
11. Кто отвечает за порядок на дороге?
- дорожно-ремонтная служба
- дружинники
- государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД)
12. Если при работающем светофоре на перекрестке стоит регулировщик, то кому необходимо подчиняться при переходе дороги?
- светофору
- регулировщику
- необходимо поступать как окружающие
№ п/п |
Тема |
Рассказ, рассказ – объяснение, беседа |
Работа с учебной книж-кой – тетра-дью |
Игра |
Экскур-сия |
Повторение и закрепление материала |
Всего, академических часов |
Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах. | 15 мин | 15 мин | 15 мин | 1 ч | |||
Новое о светофоре. Информационно-указательные знаки. | 15 мин | 30 мин | 1 ч | ||||
Что надо знать о перекрестках и опасных поворотах? транспорта. | 10 мин | 20 мин | 10 мин | 5 мин | 1 ч | ||
Световые сигналы на пешеходных переходах. Правила перехода улиц и дорог. | 10 мин | 15 мин | 15 мин | 5 мин | 1 ч | ||
Что помогает соблюдать безопасность на улицах города и дорогах. | 15 мин | 15 мин | 15 мин | 1 ч | |||
Правила безопасного перехода железнодорожного переезда. | 15 мин | 15 мин | 15 мин | 1 ч | |||
Правила езды на велосипеде. | 15 мин | 25 мин | 5 мин | 1 ч | |||
Правила поведения на посадочных площадках и в транспорте. Безопасность пассажиров. | 15 мин | 20 мин | 10 мин | 1 ч | |||
Я – пешеход. Экскурсия. | 1ч 15 мин | 15 мин | 2 ч |
Занятие 1.
Тема: Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах.
Цель занятия: сформировать у учащихся осознанные представления о причинах несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах из-за типичных ошибок, воспитывать дисциплинированность, развивать умения, навыки и привычки безопасного поведения.
Содержание:
— причины аварий из-за типичных ошибок в поведении;
— правильные безопасные действия на улицах и дорогах;
— при высадке из транспорта;
— безопасный переход улиц.
Работа с учебной книжкой – тетрадью.
Занятие 2.
Тема: Новое о светофоре. Информационно-указательные знаки.
Цель занятия: расширить знания о светофоре и дорожных знаках, развивать понимание, осмысление, осознание безопасных действий в опасных ситуациях.
Содержание:
— светофор;
— ограничение времени действий сигналов светофоров;
— рассказ – объяснение о дорожных знаках;
— о чем они информируют и какие «дают указания»?
— можно ли обойтись без этих знаков?
Работа с учебной книжкой – тетрадью.
Занятие 3.
Тема: Что надо знать о перекрестках и опасных поворотах транспорта.
Цель занятия: повторить материал о перекрестке за курс 2 класса, сформировать представления об опасных поворотах транспорта; учить ориентироваться в опасных ситуациях; отработать в игровой форме навыки безопасного поведения на перекрестке; воспитывать наблюдательность, бдительность, осторожность, дисциплинированность.
Содержание:
— что такое регулируемый и нерегулируемый перекресток;
— опасные повороты транспорта на зеленый сигнал светофора;
— правила поворота автомобиля;
— безопасное поведение при повороте автомобиля.
Работа с учебной книжкой – тетрадью.
Игра «Перекресток».
Занятие 4.
Тема: Световые сигналы на пешеходных переходах. Правила перехода улиц и дорог.
Цель занятия: сформировать у учащихся умения и навыки безопасных действий при переходе проезжей части; воспитывать дисциплинированность, сдержанность, спокойствие, выдержку.
Содержание:
— световые сигналы на наземных пешеходных переходах;
— правила перехода улиц и дорог;
— дорожная разметка.
Работа с учебной книжкой – тетрадью.
Игра «Водители и пешеходы».
Игра «В гостях у доктора Айболита».
Занятие 5.
Тема: Что помогает соблюдать безопасность на улицах города и дорогах?
Цель занятия: сформировать у учащихся представления о правостороннем движении транспорта, возможных опасностях и неожиданностях на улицах и дорогах, научить правильно ориентироваться в дорожных ситуациях.
Содержание:
— дорожные знаки и сигналы для регулирования движения;
— классификация знаков по названиям;
— элементы улиц и дорог.
Работа с учебной книжкой – тетрадью.
Занятие 6.
Тема: Правила безопасного перехода железнодорожного переезда.
Цель занятия: сформировать у учащихся представление об опасности на железной дороге, развивать целостность восприятия окружающей среды; дать понятие об оборудовании железнодорожных переездов, правилах перехода железнодорожных путей.
Содержание:
— знаки и обозначения (дорожные знаки «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» и «Железнодорожный переезд без шлагбаума»);
— световая и звуковая сигнализация;
— особая опасность перехода через железнодорожные и трамвайные пути;
— меры безопасности.
Работа с учебной книжкой – тетрадью.
Занятие 7.
Тема: Правила езды на велосипеде.
Цель занятия: научить предвидеть опасность при езде на велосипеде, обучить правилам обращения с ним для безопасности окружающих.
Содержание:
— правила безопасной езды на велосипеде;
— дорожный знак «Движение на велосипеде запрещено»;
Работа с учебной книжкой – тетрадью.
Занятие 8.
Тема: Правила поведения на посадочных площадках и в транспорте. Безопасность пассажиров.
Цель занятия: воспитать культуру поведения учащихся в маршрутном транспорте, научить посадке и высадке из транспорта и безопасному поведению на посадочных площадках.
Содержание:
— как найти остановку маршрутного транспорта;
— правила поведения на посадочных площадках и в маршрутном транспорте;
— меры безопасности при ожидании маршрутного транспорта, при поездке и при выходе из него;
— меры предосторожности в метро.
Работа с учебной книжкой – тетрадью.
Занятие 9.
Тема: Я – пешеход. Экскурсия.
Цель занятия: показать учащимся железнодорожный переезд, настил, шлагбаум, светофор, с ними материал о переходе железнодорожных путей, показать учащимся перекресток, светофоры, пешеходные переходы, разметку на дорогах, посадочные площадки и повторить материал о переходе перекрестка.
Содержание:
— закрепление материала по курсу обучения за 1-3 класс.
Работа с учебной книжкой – тетрадью.
Раздел. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
— автомобильная аптечка, ее состав и назначение.
— ушибы. Что следует делать, чтобы не появились «синяк» и «шишка»? растяжение связок. Как помочь себе и товарищу?
— обобщение знаний по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим при ДТП.
Итоговое тестирование для 3 класса:
1. Что такое улица?
- дорога в городе и деревне (населенных пунктах)
- двор
3.все пространство, находящееся под открытым небом
2. Почему, переходя улицу, вначале необходимо смотреть налево, а затем направо?
- так как движение в нашей стране правостороннее
- слева находится светофор
- так как движение в нашей стране левостороннее
3. Почему улицу или дорогу безопаснее переходить по прямой?
- чтобы успеть на автобус или трамвай
- потому что, чем меньше пешеход находится на проезжей части, тем безопаснее для него
- так написано в правилах дорожного движения
4. Почему железную дорогу необходимо переходить еще осторожнее, чем автомобильную?
- машинист не видит пешехода
- поезд не может свернуть и быстро остановиться
- можно споткнуться о рельсы
5. Что необходимо вначале сделать пассажиру автобуса, если в салоне начался пожар?
- сообщить водителю
- выбираться наружу
- звать на помощь
6. Когда можно переходить железнодорожные пути по регулируемому переезду?
- когда горит красный сигнал и не горит белый
- когда горит белый сигнал и не горит красный
- когда через переезд едут машины
7. При переходе через дорогу по регулируемому переходу, когда зажжется зеленый сигнал светофора и все машины остановились, надо:
- идти не торопясь, не выходя за границы перехода и глядя по сторонам
- идти как можно быстрее на другую сторону
- внимательно смотреть под ноги
8. Где безопаснее ждать зеленого сигнала светофора, чтобы перейти дорогу?
- на краю тротуара рядом с проезжей частью
- на тротуаре, в нескольких шагах от проезжей части
- впереди всех поближе к проезжей части
9. Как нужно входить в общественный транспорт?
- сразу, как откроются двери
- подождать, пока все выйдут, заходить по одному, ни кого не расталкивая
- дать выйти пассажирам и зайти первому, чтобы успеть занять себе место
10. Почему, ожидая поезда в метро, опасно стоять близко к краю платформы?
- толпа может толкнуть вас на рельсы или в проем между вагонами
- может ударить током
- мама будет ругаться
11. Почему необходимо держаться за поручни при поездках в общественном транспорте?
- чтобы не уставали ноги
- иначе при торможении можно упасть самому или столкнуть еще кого-нибудь
- иначе при толчках будешь наступать всем на ноги
12. По какому телефону можно вызвать сотрудников Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД)?
- 01
- 02
- 03
- 04
№ п/п |
Тема |
Рассказ, рассказ – объяснение, беседа |
Работа с учебной книжкой – тетрадью |
Игра |
Экскурсия |
Повторение и закрепление материала |
Всего, академических часов |
|
Остановочный и тормозной путь автомобиля. | 15 мин | 15 мин | 15 мин | 1 ч | ||
|
Дорожная разметка. | 15 мин | 20 мин | 10 мин | 1 ч | ||
|
Виды транспорта. Опознавательные знаки транспортных средств. | 15 мин | 15 мин | 15 мин | 1 ч | ||
|
Что надо знать о перекрестках? | 10 мин | 15 мин | 15 мин | 5 мин | 1 ч | |
|
Когда ты становишься водителем. | 15 мин | 15 мин | 15 мин | 1 ч | ||
|
Дорожные знаки, относящиеся к велосипедистам. | 15 мин | 15 мин | 15 мин | 1 ч | ||
|
Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГБДД) | 20 мин | 20 мин | 5 мин | 1 ч | ||
|
Что мешает вовремя увидеть опасность на дорогах. | 15 мин | 10 мин | 15 мин | 5 мин | 1 ч | |
|
Итоговое занятие по разделу. | 60 мин | 30 мин | 2 ч |
Занятие 1.
Тема: Остановочный и тормозной путь автомобиля.
Цель занятия: сформировать чувство опасности перехода проезжей части дороги перед близко идущим транспортом; объяснить, что такое остановочный и тормозной путь автомобиля; развивать понимание, осознание и осмысление опасности, связанной с данным понятием; расширить словарный запас по дорожной лексике.
Содержание:
— опасность перехода проезжей части перед близко идущим транспортом;
— остановочный путь;
— тормозной путь;
— опасности, связанные с освещением дороги и погодными условиями.
Работа с учебной книжкой – тетрадью.
Занятие 2.
Тема: Дорожная разметка.
Цель занятия: ознакомить учащихся с понятием «Дорожная разметка», её виды.
Содержание:
— для чего нужна дорожная разметка;
— основные элементы разметки улицы дорог;
— как помогает дорожная разметка безопасности пешеходов.
Работа с учебной книжкой – тетрадью.
Занятие 3.
Тема: Виды транспорта. Опознавательные знаки транспортных средств.
Цель занятия: сформировать у учащихся некоторые обобщенные понятия, добиться их понимания и осмысления; развить умение оценивать действия водителей, пешеходов, пассажиров как правильные, безопасные и неправильные – опасные; расширить словарный запас по дорожной лексике, используя специальные задания в учебной книжке – тетради.
Содержание:
— назначение различных видов транспорта;
— особенности различных видов транспорта, влияющие на безопасность дорожного движения;
— какие бывают опознавательные знаки?
— для чего их нужно знать пешеходу?
— что надо делать, когда видишь эти знаки?
Работа с учебной книжкой – тетрадью.
Занятие 4.
Тема: Что надо знать о перекрестках?
Цель занятия: повторить материал о перекрестке за курс 2-3 класса, сформировать представления об опасных поворотах транспорта; учить ориентироваться в опасных ситуациях; отработать в игровой форме навыки безопасного поведения на перекрестке; воспитывать наблюдательность, бдительность, осторожность, дисциплинированность.
Содержание:
— на перекрестке может быть несколько светофоров;
— пешеходный светофор;
— внимание на перекрестке.
Работа с учебной книжкой – тетрадью.
Игра «Перекресток».
Занятие 5.
Тема: Когда ты становишься водителем.
Цель занятия: научить предвидеть опасность при езде на велосипеде, обучить правилам обращения с ними безопасности окружающих.
Содержание:
— что дополнительно необходимо изучить, что бы стать водителем?
— велосипед, как транспортное средство;
— что нужно уметь, что бы безопасно для себя и окружающих ездить на велосипеде (мопеде)?
— исправность велосипеда, контролирование скорости движения, умение держать направление и надежно маневрировать;
— правила безопасности при использовании велосипеда.
Работа с учебной книжкой – тетрадью.
Занятие 6.
Тема: Дорожные знаки, относящиеся к велосипедистам.
Цель занятия: ознакомить учащихся со значением дорожных знаков для велосипедистов, научить понимать их для правильной ориентации на улице.
Содержание:
— какие знаки и каким образом помогут тебе, как водителю велосипеда (мопеда)?
— к каким группам эти знаки относятся?
Работа с учебной книжкой – тетрадью.
Занятие 7.
Тема: Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГБДД)
Цель занятия: ознакомить учащихся с терминами «Государственная инспекция безопасности дорожного движения» и «ДПС»; разъяснить значимость работы инспектора в обеспечении порядка безопасности на проезжей части дороги, сохранении жизни и здоровья водителей, пешеходов и пассажиров.
Содержание:
— кто организует безопасность на дорогах и улицах?
— кто они – сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения?
— почему их профессия так нужна людям?
Работа с учебной книжкой – тетрадью.
Занятие 8.
Тема: Что мешает вовремя увидеть опасность на дорогах?
Цель занятия: формировать и развивать у учащихся целостное восприятие окружающей дорожной среды; провести анализ типичных ошибок в поведении детей на улицах и дорогах.
Содержание:
— движущийся транспорт, и как предвидеть скрытую опасность?
— неподвижный транспорт и другие «ловушки» на улицах и дорогах.
Работа с учебной книжкой – тетрадью.
Игра «Помощники доктора Пилюлькина».
Занятие 9.
Тема: Итоговое занятие по разделу.
Цель занятия: показать учащимся оборудованный городок ГИБДД, показать учащимся перекресток, светофоры, пешеходные переходы, разметку на дорогах, посадочные площадки и повторить материал о переходе перекрестка.
Содержание:
— повторение и закрепление знаний 1-4 класс;
— игры, викторины, разыгрывание ситуативных вводных;
— экскурсии на оборудованный городок ГИБДД.
Работа с учебной книжкой – тетрадью.
Раздел. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
— первая медицинская помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос.
— переломы, оказание первой медицинской помощи при переломах.
— отработка навыков оказания первой медицинской помощи (само- и взаимопомощи).
Итоговое тестирование для 4 класса:
1. Что необходимо сделать во время аварии, чтобы уменьшить тяжесть возможных травм?
- закрепиться, и напрячь все мышцы
- позвать на помощь
- закрыть лицо руками
2. Что необходимо делать после дорожно-транспортного происшествия?
- оказать помощь пострадавшим
- вытащить из машины ценные вещи
- как можно быстрее покинуть машину и позвать на помощь окружающих
3. Для чего нужна дорожная разметка?
- она делает дорогу красивой
- она помогает ориентироваться водителям и пешеходам
- она нужна водителям
4. В каком случае дети могут стать водителями?
- катаясь на велосипеде
- когда им исполнится 18 лет
- когда они станут взрослыми и получат права
5. С какого возраста детям можно ездить на велосипеде по дороге?
- с 12 лет
- с 16 лет
- с 14 лет
6. Каким образом велосипедист может возить пассажиров?
- на багажнике
- на раме, около руля
- на прицепе
- велосипедисту нельзя возить пассажиров
7. Чем опасна плохая погода для пешехода?
- удлиняется остановочный путь транспортных средств
- можно поскользнуться
- холодно и мокро
8. С какой стороны надо обходить стоящую у обочины машину?
- слева
- справа
- надо найти другое место для перехода дороги, где она будет вся просматриваться
9. Что обязательно должен иметь сотрудник дорожно-патрульной службы (ДПС)?
- рацию
- нагрудный знак со своим номером и жезл
- патрульную машину
- Велосипедист является:
- пешеходом
- водителем
- наездником
11. Что надо проверить перед поездкой на велосипеде?
- не облезла ли краска с металлических частей
- как работают руль и тормоз, хорошо ли накачены шины
- хорошая ли на улице погода
12. Как надо вести себя, если запрещающий сигнал светофора застал вас на середине проезжей части?
- следует остаться на середине дороги и дождаться следующего разрешающего сигнала
- следует побыстрее добраться до другой стороны дороги
- следует вернуться обратно.
К концу года дети должны:
знать:
- историю возникновения ПДД;
- дорожные знаки;
- сигналы светофора;
- виды транспорта;
- причины ДТП;
- правила движения на велосипеде;
- правила движения по дороге.
уметь:
- ориентироваться в дорожных ситуациях;
- оценивать свое поведение на дороге;
- объяснить товарищу правила поведения на дороге.
№ п/п |
Тема |
Рассказ, рассказ – объяснение, беседа |
Практическая работа |
Игра |
Контроль знаний |
Повторение и закрепление материала |
Всего, академических часов |
|
Улицы и движение в нашем городе (селе, поселке). | 20 мин | 10 мин | 15 мин | 1 ч | ||
|
Дорожные знаки и дополнительные средства информации. | 20 мин | 10 мин | 10 мин | 5 мин | 1 ч | |
|
Правила пользования транспортом. | 15 мин | 15 мин | 15 мин | 1 ч | ||
|
Основные понятия и термины ПДД. | 15 мин | 15 мин | 15 мин | 1 ч | ||
|
Элементы улиц и дорог. | 20 мин | 15 мин | 10 мин | 1 ч | ||
|
От «бытовой» привычки — к трагедии на дороге. | 15 мин | 15 мин | 15 мин | 1 ч | ||
|
На железной дороге. | 20 мин | 20 мин | 5 мин | 1 ч | ||
|
Езда на велосипеде. | 15 мин | 15 мин | 15 мин | 1 ч | ||
|
Правила оказания первой медицинской помощи при ДТП (при кровотечениях и ожогах, потере сознания). | 30 мин | 30 мин | 15 мин | 15 мин | 2 ч |
Занятие 1.
Тема: Улицы и движение в нашем городе (селе, поселке).
Цель занятия: раскрыть особенности движения транспорта и пешеходов в городе/селе, поселке; вспомнить основные правила поведения на дороге дать понятия о некоторых терминах, употребляемых в Правилах дорожного движения («Дорога», «Прилегающая территория», «Тротуар», «Населенный пункт», «Транспортное средство», «Механическое транспортное средство», «Маршрутное транспортное средство»).
Содержание:
— дорога в школу и домой;
— экскурсия по маршруту одного из учащихся к его дому и другого от дома в школу;
— обсуждение наиболее опасных мест пути.
Занятие 2.
Тема: Дорожные знаки и дополнительные средства информации.
Цель занятия: ознакомить школьников с группами дорожных знаков и их назначением.
Содержание:
— история дорожных знаков;
— назначение и роль дорожных знаков для регулирования дорожного движения;
— классификация знаков;
— изучение всех групп знаков.
Занятие 3.
Тема: Правила пользования транспортом.
Цель занятия: научить учащихся пользованию общественным транспортом и правильному поведению на дороге.
Содержание:
— общественный транспорт;
— порядок ожидания транспорта;
— посадка и высадка;
— поведение вовремя движения.
Занятие 4.
Тема: Основные понятия и термины ПДД.
Цель занятия: сформировать у детей четкое знание того, что ПДД — это закон для всех участников движения; научить детей ориентироваться в «Правилах дорожного движения».
Содержание:
— правила дорожного движения;
— общие положения;
— общие обязанности водителей;
— общие обязанности пешеходов и пассажиров.
Занятие 5.
Тема: Элементы улиц и дорог.
Цель занятия: закрепить понятия терминов «Дорога», «Проезжая часть», «Тротуар», знания о назначении улиц и дорог, об элементах улиц и дорог и их назначении.
Содержание:
— практическое занятие по правилам перехода улиц и дорог на специально размеченной площадке.
Занятие 6.
Тема: От «бытовой» привычки – к трагедии на дороге.
Цель занятия: дать понятие дорожной ситуации – «ловушки», отучить детей переносить «бытовые» привычки на проезжую часть улицы.
Содержание:
— причины аварий из-за типичных ошибок в поведении;
— правильные безопасные действия на улицах и дорогах;
— при посадке и высадке из транспорта;
— безопасный переход улиц.
Занятие 7.
Тема: На железной дороге.
Цель занятия: научить учащихся пользоваться железнодорожными переходами; дать понятия об оборудовании железнодорожных переездов, правилах перехода и переезда через железнодорожные пути.
Содержание:
— знаки и обозначения (дорожные знаки «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» и «Железнодорожный переезд без шлагбаума»);
— световая и звуковая сигнализация;
— особая опасность перехода через железнодорожные и трамвайные пути;
— меры безопасности.
Занятие 8.
Тема: Езда на велосипеде.
Цель занятия: научить ребят правильно выбирать велосипед, осматривать его перед выездом, ездить на учебной площадке. Закрепить элементарные правила для велосипедистов на практике.
Содержание:
— обязанности водителя велосипеда;
— что запрещено велосипедисту;
— неисправности велосипеда, при которых запрещается эксплуатация.
Занятие 9.
Тема: Правила оказания первой медицинской помощи при ДТП (при кровотечениях и ожогах, потере сознания).
Цель занятия: дать понятие кровотечения. Научить методам остановки кровотечения, наложения повязок, оказания первой медицинской помощи при ожогах. Дать понятие потере сознания (обмороку). Научить оказанию первой медицинской помощи при потере сознания (обмороке).
Содержание:
— первая медицинская помощь при потере сознания и сотрясении головного мозга;
— ожоги;
— правила оказания первой помощи при ожогах.