Система трудовой и профессиональной подготовки учащихся входит в структуру единой социально-психологической адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Трудовое обучение является одним из главных условий подготовки школьников с нарушением интеллекта к самостоятельной жизни, поэтому оно занимает ведущее место в коррекционно-образовательном пространстве.
Трудовое обучение в коррекционной школе ставит своей целью подготовку работников физического труда, способных самостоятельно и на профессиональном уровне выполнять несложные виды работ в условиях обычного трудового коллектива.
Основная задача трудового обучения — дать школьникам начальное профессиональное образование, т.е. вооружить их доступными техническими и технологическими знаниями, профессиональными навыками и умениями, которые необходимы в любой трудовой деятельности.
Знания, полученные на уроках труда, с одной стороны, повышают общий уровень интеллекта обучающихся и, с другой, создают основу для развития умений правильно регулировать свою деятельность при решении трудовых задач.
Для решения задач подготовки школьников с нарушением интеллекта к самостоятельной жизни и труду большое значение имеет четкая организация и высокий методический уровень проведения занятий, хорошая дидактическая и материально — техническая оснащенность мастерских.
Образовательная область «Трудовое и профессионально-трудовое обучение» в учебном плане представлена предметом:
в начальной школе
- «Ручной труд» 1-4 класс — 2 часа в неделю;
в основной и старшей школе
- « Профильный труд» 5- класс - 6 часов в неделю
- «Профессионально-трудовое обучение»
6 класс — 7 часов в неделю
7 класс — 8 часов в неделю
8 класс — 9 часов в неделю
9 класс — 10 часов в неделю;
- «Профессиональное обучение»
10 класс — 22 часа в неделю.
При изучении предмета в основной и старшей школе класс делится на подгруппы, в которых изучают различные профили трудового обучения – столярное и швейное дело.
В школе функционируют шесть учебных мастерских:
- 3 — столярного дела;
- 3 — швейного дела.